Ключевые этапы развития команды: Этап 2. Конфликты и противостояния
В предыдущем материале мы рассмотрели первый этап развития команды: формирование и начало работы. Сегодня обратимся к следующей ступени, которая характеризуется наиболее напряженным состоянием участников и высокими рисками для проекта в случае принятия необдуманных решений.
На этом этапе члены команды могут прийти к пониманию, что их задача отличается от той, которую они представляли первоначально. Некоторые участники проявляют беспокойство по поводу отсутствия движения вперед или ввиду нехватки опыта работы в команде. Это заставляет их сомневаться в целесообразности всего проекта. Помимо этого, команда может столкнуться со следующими проблемами:
- участники опираются на свой личный опыт и не идут на сотрудничество;
- возникают конфликты среди членов группы;
- начинаются взаимные нападки и конкуренция;
- члены команды признают первоначальные цели труднодостижимыми и высказывают недовольство по поводу больших нагрузок;
- возникает давление на лидера со стороны участников.
Это трудный этап для любого коллектива. Чтобы наиболее мягко и быстро преодолеть его, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
- рассказать участникам об этапах развития команды и закономерных трудностях, с которыми приходится сталкиваться на пути развития;
- объяснять сотрудникам, что разногласия – это неотъемлемая часть работы в команде;
- сосредоточиться на общекомандной цели;
- озвучивать, каких результатов удалось добиться к настоящему моменту;
- проводить круглые столы, чтобы каждый мог высказать свои сомнения;
- ставить в центр внимания процессы, а не конкретных людей;
- попросить руководителя проекта регулярно выступать перед командой (и комментировать ее достижения);
- если открытое сопротивление одного-двух человек создает в команде некомфортную обстановку, то с ними необходимо провести личную беседу.
На втором этапе многие члены команды могут растерять свой изначальный положительный настрой. Необходимо сконцентрировать внимание сотрудников на том, что можно предпринять, кто это должен сделать и в какие сроки. Данный этап следует преодолеть как можно быстрее, чтобы негативные последствия конфликтных ситуаций не отразились на проекте в целом.