Компетенция: аргументация в переговорах

Аргумент — это рассуждение, факт или пример, направленный на доказательство или оправдание какого-либо утверждения. Есть два основных вида аргументов: риторический и философский. Риторический аргумент используют, чтобы убедить (или переубедить) собеседника, а философский — чтобы раскрыть мысль. Риторический аргумент обращается к эмоциям, тогда как философский опирается на логику и остается в силе даже в отрыве от личности говорящего, например, если его записать.
Для того чтобы оценить высказывание оппонента, нужно проверить его на соответствие пяти критериям:
- Ясность аргумента.
- Существование аргумента.
- Уместность аргумента (его отношение к делу).
- Оценка аргумента по критерию силы — слабости.
- Оценка аргумента по критерию единственности — множественности.
Аргументация должна содержать какую-либо точку зрения, углублять и прояснять ее. Аргумент может представлять собой факт («потому что Земля круглая») или логическую последовательность («если А, то В»). Он может иметь субъективную или объективную форму, то есть объяснять личный выбор или претендовать на определение реальности.
Аргументы бывают разных типов: моральные, практические, психологические, интеллектуальные, логические, фактические и т.д.