5 этапов наставничества
Очень часто хочется, чтобы знания и навыки можно было передать в одно мгновение, но надо признаться, что формирование профессиональных навыков - сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Часто их называют этапами наставничества.
1 этап. Я рассказываю - ты слушаешь.
Задача этапа - передать информацию о модели поведения, технологию работы. Активность сотрудника минимальна. Его задача - слушать и запоминать.
2 этап. Я показываю - ты смотришь.
Задача этапа - показать пример выполнения технологии. Наставник и наставляемый выполняют деятельность вместе, и наставник на собственном примере показывает, как должна быть реализована модель поведения.
3 этап. Сделаем вместе: ты и я.
Задача этапа - закрепить технологию, определить, насколько эффективно ученик выполняет её. На этом этапе нет задачи экзаменовать, нужно лишь определить сильные стороны и зоны развития в применяемой технологии. Поэтому важно до начала совместной работы договориться, как будут распределены роли: когда включается наставник, какие части выполняет ученик полностью самостоятельно, в каком формате будет происходить обратная связь (сразу во время работы или после).
4 этап. Сделай сам, я дам тебе обратную связь.
Задача этапа - дать ученику возможность приобрести собственный опыт, позволить самостоятельно решать задачи практики, при этом с помощью обратной связи скорректировать его действия.
5 этап. Ты делаешь, ты объясняешь.
Задача этапа - вопросами направить мысль ученика, чтобы он самостоятельно проанализировал эффективность своих действий, подумал о том, как устранить препятствия. Наставник только помогает ему, задавая вопросы.
Этот этап требует выдержки – сдержать себя, когда хочется дать «правильный» ответ.